Тонкости приватизации комнаты в коммунальной квартире: мнение соседей значения не имеет

Желтый многоквартирный дом

Получение в собственность квадратных метров — один из актуальных вопросов современности. Наличие собственного жилья — это не только необходимость, но и долгожданная свобода действий относительно личного пространства. На сегодняшнее время очень много граждан РФ живут в неблагоприятных условиях таких муниципальных объектов, как общежития, коммунальные квартиры. Чтобы помочь решить квартирный вопрос, государство предоставило гражданам право приватизировать такое жилье. Поэтому приватизация комнаты в коммунальной квартире — реальная возможность получить в собственность заветные квадратные метры. К тому же это можно рассматривать как начало процесса расширения и со временем выкупить всю коммуналку целиком, особенно если это двухкомнатная квартира.

Законодательная база

Регламентируется процедура приватизации непосредственно законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», принятым 04.07.1991. Кроме этого, в Жилищном кодексе также отображены статьи касательно этой процедуры от 29.12.2004 года. В данных нормативных актах говорится, что принять участие в процедуре приватизации недвижимости, в том числе и комнаты, может каждый гражданин Российского государства. Также в них обозначено, что переоформление муниципального жилья в личную собственность можно осуществлять только один раз в жизни на бесплатной основе. Хотя несовершеннолетние имеют преимущество пользования таким правом несколько раз, а именно два раза – до достижения 18 лет или один раз после.

Но стоит отметить, что процедура все же имеет свои обязательные условия, которые непременно нужно соблюдать:

  • коммунальное жилье должно находиться на балансе муниципалитета;
  • граждане должны иметь договор о социальном найме;
  • у коммунальной комнаты должен быть раздельный вход;
  • проживать на жилплощади на постоянной основе (не временная прописка);
  • проживать в обозначенной квартире не менее 10 лет;
  • у гражданина должен быть открыт лицевой банковский счет.

К особым условиям относится такой факт, что граждане, приватизировавшие комнату в коммуналке, автоматически исключаются из списка жильцов, которые претендуют на расширение жилплощади.

Способы проведения приватизации в коммуналке

Как приватизировать комнату, расположенную в коммунальной квартире? Разгосударствление жилья согласно законодательству производится на бесплатной основе. Для этого необходимо обратиться в местные органы самоуправления, предоставив соответствующие документы, требующиеся для приватизации комнаты в коммунальной квартире. Но в таком случае человеку, имеющему на руках договор соцнайма, нужно заполучить разрешение:

  • всех жильцов, проживающих на обозначенной жилплощади;
  • собственника, то есть городских властей.

Девушка, на заднем фоне ее соседи по комнате

Если же по каким-то причинам гражданин получил отказ со стороны собственника или же зарегистрированные жильцы против такой процедуры, то можно смело направляться в суд для разрешения спорного вопроса.

Как осуществляется процедура оформления, и какие для этого нужны документы

Перевод муниципального жилища в личное владение не такое сложное действие, как кажется на первый взгляд. Инструкция произведения пошаговых действий обозначена в нормативных актах. Хотя и могут возникнуть некоторые трудности с получением разрешительных документов от соседей по месту проживания. Процедура приватизации в первую очередь должна начинаться со следующих действий:

  1. Необходимо выяснить статус здания, в котором располагается комната в коммуналке. Дом должен быть в собственности муниципалитета.
  2. Также потребуется наличие согласия соседей, проживающих в обозначенной квартире.
  3. Собрать полный пакет документов, которые требуются для приватизации.
  4. Далее направиться в органы местного самоуправления, где при положительном результате выдается акт на перевод квадратных метров коммунальной квартиры в личное владение заявителя.
  5. После чего с данным документом потребуется направиться в Росреестр для постановки на учет полученной в собственность комнату.

Семейная пара подписывает документы в офисе

Что касается сбора необходимой документации, то перечень достаточно обширный, но это напрямую зависит от индивидуальных обстоятельств каждого отдельного случая. Поэтому количество требуемых бумаг рекомендуется выяснять непосредственно в муниципальном органе, который занимается процедурой приватизации. Основополагающим же списком бумаг является:

  1. Заявление от жильцов, составленное в письменном виде, где указывается их согласие.
  2. Заявление о желании осуществить приватизацию.
  3. Паспорта жильцов, участвующих в приватизации и зарегистрированных на жилплощади на постоянной основе.
  4. Свидетельство о рождении, если в процедуре участвуют дети, не достигшие своего совершеннолетия.
  5. В наличии должен быть кадастровый и технический паспорт жилища (их срок годности составляет 1 год).
  6. Документ, который указывает постоянное место регистрации в коммунальной квартире по обозначенному адресу (он действителен всего лишь месяц).
  7. Также потребуется предоставить справку о количестве человек в семье.
  8. Справка, где подтверждается факт неучастия в приватизации ранее.
  9. Обязательным считается наличие договора социального найма или же ордера на комнату.
  10. Бумага, в которой отображается отсутствие долгов по коммунальным платежам.
  11. Засвидетельствованное согласие всех членов семьи на проведение приватизационной процедуры.
  12. Разрешение от органов опеки и попечительства, если имеются несовершеннолетние дети, а также лица, признанные судом недееспособными.
  13. Если возник факт несогласия кого-то из жильцов на приватизируемый объект, то это также должно быть оформлено в соответствующем виде.
  14. Иногда бывает, что комната забронирована за жильцами, которые временно вынуждены покинуть постоянное место проживания, в таком случае нужно будет предоставить охранное свидетельство.
  15. Когда здание относится к числу архитектурных памятников, то также необходимо получить справку, что в доме нет ценных архитектурных элементов.
  16. Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Документы также можно подать и через многофункциональный центр (МФЦ), если такие представительства имеются по месту проживания.

С 1998 года в нормативном акте обозначено, что гражданам, оформляющим приватизацию в коммуналке, не требуется разрешение жильцов из соседних коммунальных комнат.

Зачем нужна приватизация, каковы ее стоимость и сроки проведения

Суть приватизации заключается в том, что гражданин, проживающий в коммунальной квартире или общежитии, может получить комнату и стать ее полноправным собственником. То есть распоряжаться ею на свое усмотрение, а не жить в ожидании, когда владелец коммуналки попросит съехать. Кроме этого, получив заветные квадратные метры в частную собственность, новый владелец вправе ее подарить или передать по наследству, заняться продажей и сдачей в аренду. Неприватизированная жилплощадь не предполагает такой возможности.

Свидетельство о государственной регистрации права, ключ, тысячные купюры

Обозначенная процедура перевода муниципальной собственности в частные владения производится на основании закона «О приватизации» является безвозмездной, то есть бесплатной для всех граждан РФ.

Стоимость услуги приватизации:

  1. Самостоятельное оформление. Нормативные акты обязуют всех без исключения оплачивать государственную пошлину. В данном случае, а именно приватизации жилья в коммуналке, госпошлина будет составлять 2 000 рублей. Такая сумма оплачивается при самостоятельном обращении в местные органы самоуправления.
  2. Услуги компетентного специалиста. Часто человек не имеет возможности стояния в очередях по ряду причин. В таких случаях можно обратиться к квалифицированным специалистам, которые разбираются во всех тонкостях жилищного вопроса. Но такие услуги не являются бесплатными. Если брать в среднем по территории России, то стоимость работы специалиста составляет около 15 000 рублей.

Чтобы выяснить, сколько будут стоить услуги приватизации, рекомендуется узнать непосредственно в органах, занимающихся данным вопросом. Что касается сроков, то время приватизации при наличии всех необходимых документов занимает не более 2-х месяцев с момента подачи заявления. Период процедуры может быть затяжным, если недостает некоторых документов, а они соответственно тоже выдаются в обозначенные сроки.

 Возможные причины отказа

Основными причинами отказа является отсутствие принадлежности обозначенного жилья к муниципальной собственности. Но имеются и другие обстоятельства, это:

  • отсутствие договора соцнайма;
  • возможные ранее произведенные приватизационные действия по другой жилплощади;
  • наличие задолженности по оплате коммунальных услуг;
  • ненадлежащее составление нужных документов или отсутствие какого-то из них;
  • наличие отказа кого-то из зарегистрированных жильцов;
  • отказ можно получить, если комната или здание находится в аварийном состоянии или же предусматривается снос здания с дальнейшим расселением жильцов;
  • возможен отказ, если человек, оформляющий такую процедуру, умер и не успел подписать акт передачи имущества в собственность несмотря на полученное одобрение местной администрации.

Но стоит отметить, что такие трудности решаемы в судебном порядке и в большинстве случаев имеют положительное разрешение спорной ситуации.

Чтобы иметь возможность обращения в судебный орган, гражданин должен получить на руки письменный отказ, который и будет основанием открытия судебного процесса.

Мужчина в костюме ставит свою подпись на документах

Наличие нюансов при приватизации коммуналки

Процедура переоформления права собственности с муниципальной в частную несложна в исполнении, но включает в себя ряд нюансов, что могут немного замедлить процесс, к примеру:

  1. «Бесхозный дом». Такая ситуация может возникнуть, когда здание, принадлежащее какой-либо организации или предприятию, после его ликвидации не было переведено на баланс муниципалитета, то есть не был проведен процесс снятия.
  2. Участвовать в процессе приватизации могут все жильцы, в том числе допускаются и несовершеннолетние дети, которые также должны дать свое согласие. Дети до 14 лет дают согласие по разрешению родителей или опекунского совета.
  3. В случае оформления в собственность коммунальной комнаты, собственностью является именно обозначенная территория в коммуналке, а общие квадратные метры (кухня, ванна, санузел, коридор, балкон или лоджия) считается общей для каждого из проживающих, но в долевом владении.
  4. Если человек намеревается продать свою комнату в коммунальной квартире, то здесь вступает в силу правило, что первоочередными покупателями считаются зарегистрированные жильцы данной жилплощади.
  5. При отчуждении (по договору дарения, наследования, мены) человек передает не только свою комнату, но и часть общей территории, которая обозначена определенной долей.
  6. Кроме этого, после получения свидетельства о праве собственности новый владелец имеет право прописать кого пожелает, при этом спрашивать разрешение ни у кого не требуется. Однако необходимо обговорить с обществом правила пользования техническими, кухонными и прочими помещениями в квартире.
  7. Комнаты в студенческих общежитиях можно оформить в собственность, так же, как и комнаты в квартирах, принадлежащих федеральным учреждениям, в судебном порядке либо по соглашению собственника такого типа жилья.

Представленные сведения дают четкие понятия плюсов и минусов приватизационного процесса комнаты в коммунальной квартире, поэтому решение подобным образом проблемы собственных квадратных метров остается исключительно на усмотрение гражданина.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации