Процедура приватизации квартиры через МФЦ

Зал приема граждан в МФЦ

Случается, что граждане РФ много лет проживают в жилище и не догадываются, что по бумагам оно находится в чужом владении. К сожалению, неосведомленность в юридических вопросах в сочетании с халатностью может повлечь весьма серьезные последствия. Приватизация позволяет перевести жилье в собственность из государственного фонда в частный. Правом на эту процедуру обладают граждане, которые проживают на жилплощади по соглашению социального найма либо ордеру. Главное, чтобы они все были согласны, а квартира не входила в перечень объектов, которые приватизировать нельзя.

Сама процедура небыстрая и требует больших нервных затрат. Но сейчас она максимально упрощена. Приватизация квартиры через МФЦ позволяет оформить все бумаги в «одном окне», избегая беготни по различным инстанциям.

Общая информация о приватизации

Приватизация – передача государственной жилой недвижимости в безвозвратную собственность граждан. Существует много мнений о плюсах и минусах этой операции, но однозначно то, что недвижимое имущество в ее результате станет полноценно принадлежать квартиросъемщикам. Законодательство разрешило приватизационный процесс официально в 1991 году, но по сей день существует масса людей, которые не оформили документы на свою недвижимость.

Произвести оформление недвижимости в собственность можно разными методами:

  1. Самостоятельно — наиболее выгодный по стоимости, но самый долгий по времени. С документами необходимо посетить МФЦ для приватизации квартиры.
  2. С привлечением специальных предприятий. Стоимость получится гораздо выше, но будет значительно меньше затрачено времени.

Каждый из вариантов обладает своими плюсами и минусами. Какой лучше предпочесть, собственник выбирает для себя самостоятельно, руководствуясь своими финансовыми возможностями и временными рамками, которыми обладает.

Объектами для приватизации могут быть:

  • жилые помещения: квартиры, комнаты, дачи либо дома;
  • участки земельные и садовые;
  • компании.

Женщина сдает документы в окно приема

Право на получение этой услуги доступно физическим и юридическим лицам. Этот процесс регулируется нормативно-правовыми актами РФ. По ним правом на приватизацию обладают жильцы, которые зарегистрированы на территории жилья либо постоянно проживают в доме на загородном участке земли. Приватизировать все это можно при условии присутствия договора найма и других оснований для законного пользования имуществом.

На сегодняшний день подобные услуги возможно осуществить с помощью МФЦ. В этом процессе многофункциональный центр выступает в роли посредника между заявителем и регистрационным органом.

Процесс приватизации через МФЦ

МФЦ должен оказывать гражданам услуги по приватизации, это регламентируется законами РФ.

Процедура приватизации регулируется ФЗ№210, гл.4, там сказано:

  • какие нормы существуют по организации деятельности центра;
  • обязанности, ложащиеся на работников организации;
  • меры ответственности МФЦ;
  • официальные нормы, по которым организуется деятельность с клиентами.

Также правила приватизации в МФЦ регулируются ФЗ№1541 и ЖК РФ. Процедура через центр ничем особенным не отличается от стандартной, которая оформляется при помощи юридических фирм.

Процесс состоит из следующих этапов:

  1. Начать необходимо с комплектации пакета документов.
  2. Обращение в МФЦ по адресу проживания.
  3. Написание заявления на осуществление услуги.

Далее, основываясь на полученных документах, учреждение принимает решение о возможности перемещения жилища в собственность. При условии положительного решения утверждается необходимое соглашение.

ВАЖНО! Посетить МФЦ с целью оформления приватизации имеет право каждый гражданин РФ. Для получения соглашения требуется приготовить комплект документов и направить их в центр вместе с заявлением.

По окончании визита в МФЦ будущий собственник получает соглашение о приватизации, таким образом передав его в Росреестр, где выдается подтверждающий документ о собственности.

Если в приватизации отказывают, то работники центра письменно обязаны уведомить об этом заявителя. Когда отказной документ будет на руках, можно будет обратиться в суд.

Приватизация в МФЦ делится на такие этапы:

  • взять соглашение соцнайма;
  • обзавестись согласием всех жильцов;
  • в случае перепланировки ее нужно узаконить;
  • взять в БТИ документ об оценке жилья;
  • обзавестись документом, подтверждающим наличие зарегистрированных граждан на приватизируемой территории;
  • при наличии несовершеннолетних детей нужно разрешение из опеки;
  • направлять заявление необходимо всем жильцам, прописанным в квартире;
  • после прохождения регистрации в МФЦ соглашение передается в Росреестр на оформление свидетельства;
  • необходимо поставить жилье на технический учет.

Необходимые документы для МФЦ

Для приватизации квартиры через МФЦ требуется собрать следующие документы:

  • копии и оригиналы бумаг, подтверждающих личность всех граждан – участников процесса приватизации;
  • справка по ф.№3 – можно получить в ЕГРП;
  • документ из БТИ;
  • справка, подтверждающая отсутствие задолженности по коммунальным платежам;
  • документ из ЕГРП ф.№2, подтверждающий, что никто из граждан не участвовал до этого в приватизации;
  • технический паспорт на жилье;
  • ордер на жилье;
  • выписка из домовой книги;
  • кадастровый паспорт.

Документы на квартиру

ВАЖНО! С 2017 года требуется предоставить не только оригиналы документов, но и копии. Также могут быть нужны и другие бумаги, к примеру, подтверждение смерти предыдущего собственника.

Безусловно, в исключительном случае могут потребоваться и дополнительные документы. Ознакомиться с полным перечнем, необходимым для приватизации, можно, проконсультировавшись с сотрудниками центра. К примеру, если есть нужда в предоставлении доверенности, то ее необходимо заверить нотариально.

Сроки и стоимость проведения процедуры через МФЦ

Обычно приватизация совершается на протяжении 2 месяцев. Услуга оказывается в срок и бесплатно.

Но при подборе комплекта документации придется потратить некоторые суммы, их стоимость — в таблице:

документцена, примерно
доверенность500 руб.
техпаспортоколо 1500 руб.
документ о неиспользовании приватизационного праватребует примерно 500 руб.
госпошлинаот 1000 руб. на каждого из участников сделки
выписка из ЕГРП200 руб.

Причины отказа, дальнейшие действия

При соблюдении всех норм МФЦ совершит приватизацию. Но существуют обстоятельства, когда заявителю могут отказать:

  • предоставленный комплект документации неполный либо не соответствует установленным требованиям;
  • кандидат уже был участником процесса ранее;
  • жилище относится к категории служебного или ведомственного;
  • существуют разногласия по договору найма;
  • жилье относится к специальному жилому фонду;
  • здание имеет статус аварийного.

При проблемах с документами их следует привести в порядок и подать повторно, в остальных случаях следует проконсультироваться с опытным юристом и по возможности обратиться в суд, если иным способом нельзя получить разрешение на приватизационные действия.

Возможные трудности

Во время процесса приватизации могут появиться некоторые трудности:

  1. Несогласие одного из законно проживающих граждан на жилой площади, которую пытаются приватизировать. Если отказ был передан в письменной форме и заверен нотариусом, то проблемы с приватизацией исключены. Но возможна и иная проблема: гражданин отказывается от процесса и не желает предоставить письменный отказ. Тогда выход – обращение в суд, что займет некоторый период времени.
  2. Отказ органов опеки и попечительства. Этот документ необходим, только если участниками процесса являются несовершеннолетние дети. Помимо этого, если родители разведены и живут в разных квартирах, тогда место проживания детей определяется договоренностью бывших супругов. Ребенок автоматически участвует в процессе приватизации на жилой площади, где живут его законные представители. Если дети проживают без родителей, то органам опеки необходимо предоставить им право на получение жилья в собственность. Дети старше 14 лет самостоятельно подписывают соглашение о приватизации.

Сама приватизация имеет больше преимуществ, нежели минусов. Именно приватизированной недвижимостью собственник получает право распоряжаться по своему усмотрению: продать, разменять и т. д. Многофункциональный центр удобен возможностью получить несколько услуг при одном визите. МФЦ становится посредником между различными учреждениями и гражданами. Еще одна из комфортных возможностей — это запрос работниками МФЦ разных необходимых гражданам документов. Но эта услуга доступна не во всех отделениях.

Приватизация через МФЦ занимает намного меньше времени, чем самостоятельная через госорганы. В больших городах государственные центры расположены в каждом районе, что дает возможность подобрать удобный поближе к дому или рабочему офису.

Сотрудница МФЦ за своим рабочим местом

Схема работы МФЦ разработана так, чтобы не создавать очередей, работает одновременно достаточно много окон, обычно ожидание составляет не более 10-15 минут. Возможно обратиться в МФЦ с заявлением дистанционно. Эта доступно тем, кто пройдет регистрацию на портале госуслуг. С его помощью можно подать анкету и прикрепить копии, а далее направить их на рассмотрение. После чего ждать звонка или уведомления о времени визита.

При соблюдении всех установленных норм проблем с проведением услуги не будет. Но если все же решение по процессу получится отрицательным – граждане вправе оспорить решение в суде. Сегодня разрешение на приватизацию получают даже те квартиросъемщики, которые утеряли или никогда не имели документов на те квадратные метры, на которых проживают. Так могло произойти, если когда-то при заселении им не был выдан ордер или здание передавалось из-под ответственности одного ведомства в другое. Либо организация, предоставившая в наем квартиру, была реорганизована, расформирована или ликвидирована. В таких случаях трудно найти правопреемников, чтобы восстановить документы. Тогда заявителям следует обращаться в административные органы власти, архивы или суд.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации