Основания и порядок оформления прав собственности на арендованный земельный участок

Сиреневый дом в деревне

Многие хотят оформить арендуемый участок как собственность, но их останавливает незнание процедуры. Насколько это выгодно, если ли сложности, сколько стоит. Вопросы, которые нужно разобрать подробнее и, тогда, как оформить арендованную землю в собственность станет ясно.

Выгодно ли оформление?

Да, юристы рекомендуют арендующим переоформить участок на себя. Тем более, что каждый гражданин по закону может один раз провести оформление земли бесплатно. Для этого ему стоит собрать и проверить требуемые документы и заручиться согласием арендодателя с представителем от органов местного самоуправления.

Когда земля находится в собственности, хозяин может спокойно распоряжаться ею:

  • продавать;
  • давать ее в аренду;
  • дарить;
  • реализовывать;
  • включать в свое завещание как часть наследства.

Конечно, государство взымает с землевладельцев определенный налог, но он вполне подъемный.

Когда территория арендная, человеку приходится ежемесячно уплачивать за нее сумму, утвержденную муниципалитетом или частным хозяином.

Право, дающее возможность переоформления участка

Стоит помнить, что здесь речь идет лишь о муниципальной земле, хозяином которой является государство. И переоформлять государственное имущество могут лишь граждане, имеющие определенные права:

  1. Наследуемое владение, оно действует всю жизнь человека. Например, ранее указанная земля принадлежала родителям или другим родственникам. Затем она перешла как часть наследства, но необходимых документов, подтверждающих это, пока нет.
  2. Бессрочная аренда. Например, человек ранее получил землю для использования от завода, своего кооператива или фирмы.
  3. Арендовать участок. Когда у гражданина имеется особый договор, закрепляющий соглашение между ним и администрацией.

Переоформлять территорию можно бесплатно, один раз. Это как право приватизации для муниципальных квартир, только здесь предметом сделки становится земля. Если гражданин пытается провести повторную приватизацию, он уплатит определенную сумму.

Кто может провести бесплатное переоформление:

  1. Владельцы строений – это здания, дома, какие-то подсобные помещения, которые изначально были приобретены как дар или часть наследства, предметов сделок или другим способом. Главное, чтобы постройка возводилась до 2001 года.
  2. Граждане, использующие участки согласно арендным соглашениям. Проводят там индивидуальное строительство или занимаются ЛПХ – также до 2001 года.
  3. Граждане, получившие изначально земельные участки как собственность и теперь пожизненно владеют ими. Они наследники или у них на участке стоят их приватизированные дома.
  4. Граждане, использующие участки для ГСК или огородничества (будет действовать «дачная амнистия»).

Дом на другом берегу реки

Если земля была передана гражданину уже после 2001 года, значит его ждет платная приватизация. Впрочем, сколько составит оплата и будет ли она вообще взыматься, решит ОМС.

4 способа оформить участок

Способы оформления земли в принципе везде по стране одинаковые. Неважно, будет это город или деревня, дачный поселок.

Существует 4 варианта для оформления:

  • бесплатно (если имя гражданина есть в списке льготников, например, многодетным семьям могут предоставить);
  • выкупить ранее арендованный участок;
  • через административную процедуру (когда земля покупается на аукционе после торгов);
  • через суд (когда заканчивается имеющийся договор аренды).

Когда возможно оформление участка в единоличную собственность:

  1. Если на земле, предоставленной изначально на ИЖС позднее построили дом, затем было проведено документальное оформление его в собственность на одно лицо.
  2. На земле, изначально предоставленной для садоводческих или дачных товариществ, были построены, затем оформлены как собственность помещения: дом, сарай или гараж, дача (любая постройка).
  3. Когда гражданин участник в каком-нибудь садоводческом или дачном товариществе. До 31.12.2020 год, он может просить согласия от администрации переоформить участок. Можно провести упрощенную процедуру, ведь непременное условие для этого – земля должна быть только сельскохозяйственного назначения.

Оформление пая – пошаговое руководство

Как оформлять землю в собственность, если она в аренде? Начать стоит с составления плана. Порядок действий:

  1. Для начала проверить наличие специального кадастрового плана указанного земельного участка. Есть — хорошо, если нет – сделать. Для этого гражданин едет в специальную организацию, чтобы заказать межевые работы. Выезжает специалист, замеряет участок и изучает его. Затем составляет точный кадастровый план. Услуга платная.
  2. Дальше нужно посетить сельский совет или районную администрацию, чтобы оставить там отдельное ходатайство, в котором гражданин выражает желание оформить указанный участок на себя.
  3. Администрация изучит поданное ходатайство, проверит ситуацию, затем подготовит нужное постановление, согласно которому земельный участок получит нового хозяина.
  4. Важно: в ходатайстве гражданину придется уточнить, как он планирует использовать приобретаемый участок. Организует там строительство, поставит гараж, дом или участок нужен на сельхозназначение.
  5. Если администрация выслала отрицательный ответ, то к нему она прикладывает развернутое объяснение, которое гражданин может обжаловать в суде.
  6. Взяв кадастровый план, постановление (если оно содержит, наоборот, положительный ответ), гражданин вносит указанную там сумму, чтобы выкупить землю. Как известно, администрация решает, будет приватизация платной или нет.

Девушка тянет руку к домику в поле

Процедура межевания

Многие слышали о межевании, но не знают, куда обращаться и сколько подобная процедура может стоить.

Как известно, межевание позволит получить подробный кадастровый план, где видны размеры и характеристики участка. Право межевания и последующего составления нужной технической документации есть у кадастрового инженера, который относится к гильдии инженерных исследований, также проведения разнообразных геодезических работ. Местность измеряется и изучается специальным прибором, имеющим онлайн связь с ответственным органом – РосРеестром. Услуга платная, оплачивает ее сам заявитель. А стоимость межевания будет определена размером и сложностью участка, его удаленностью и срочностью производимого выезда.

Есть определенная инструкция, согласно которой действую инженеры:

  • подготовительная работа, оценка для подсчета фактической стоимости межевания;
  • оформление техпроекта;
  • уведомление заявителя о продолжительности и стоимости работ;
  • пошаговый обмер и изучение участка – устанавливают специальные межевые знаки;
  • используя знаки, расставленные четко по имеющимся границам участка, инженер устанавливает все координаты;
  • как зона обмеряна, определяют ее площадь;
  • по итогам составляют точный межевой план.

Собственник и проводивший работы кадастровый инженер, вместе составляют, затем подписывают акт проведенного межевания. В результате определяется не только размер, но и край территории. По окончании заказчик оплачивает проведенные работы и получает межевое дело.

Куда обращаться и как вообще проходит регистрация оформления земли?

Дальше оформление земельного участка из аренды в единоличную собственность идет с помощью Регистрационной палаты.

Человек берет в руки дом с землей

Требуемые для нее документы:

  • постановление, выданное ранее администрацией, разрешающее оформлять участок;
  • кадастровый план;
  • квитанция, фиксирующая оплату за приватизацию (если была необходимость);
  • гражданский паспорт;
  • заявление с просьбой зарегистрировать право перевести этот участок в единоличную собственность;
  • квитанция, фиксирующая уплату госпошлины.

Если согласно решению администрации, оформление бесплатное, то стоимость процедуры для гражданина будет складываться из цены за проведение межевания плюс уплата госпошлины.

Тонкости и нюансы оформления земли

Все, что фактически находиться на участке, должно быть приватизировано с ним. Будь то фундамент, жилой дом, участковый сарайчик. Все строения будут замерены и внесены специалистом при составлении кадастрового плана. Каждый объект получит точную характеристику (размеры, назначение, количество). Неважно, будет то недострой или полноценное строение. Важно оформить это правильно.

Более того, если на переоформляемой земле уже стоит полноценный жилой дом, гражданин должен включить его техпаспорт в пакет собираемых документов и право собственности.

Важно: планируя переоформить землю, гражданин должен сразу определиться, какое будет у участка назначение. Многие изначально брали его под определенные нужды, но цели могут измениться. Назначение участка влияет на документы (специфику), которые гражданину нужно подготовить. Возведение построек тоже требует регистрации.

Особенности оформления строительного пая, который находится фактически в городе — требуемые документы:

  • свидетельство собственности (подтверждает право гражданина использовать указанную землю);
  • основание, выдаваемое к свидетельству;
  • паспорт (копия) – когда гражданин сам ходит и оформляет документы;
  • доверенность – когда интересы заявителя представляет специалист;
  • кадастровый паспорт (выдается ГКЗ, будет форма В.1.);
  • план территории, внизу которого будет мокрая печать – его выдает инженер после межевания;
  • акт согласования (полученное межевое дело будущий собственник должен показать всем ближайшим соседям, с кем у участка одна, смежная граница, затем составляется общий акт согласования);
  • расписка, полученная от всех фактических соседей, также расписка, заверенная внизу мокрой печатью, выдается самим главой сельсовета;
  • регистрационное свидетельство (нужно если имеются какие-нибудь постройки, выдается БТИ);
  • справка, регистрирующая отсутствие телекоммуникаций.

Если гражданину надо оформлять наследство, он дополняет документы следующими бумагами:

  • свидетельство, выданное о смерти (можно копию, после заверения нотариуса);
  • циркуляр, доказывающий открытие наследства (вскрытие конверта).

В остальном, порядок процедуры одинаков. Согласие администрации, отправление заявки в РосРеестр.

Когда участок часть села или поселка (требуемые документы):

  • кадастровый паспорт (выдается ГКЗ, это форма В.1);
  • свидетельство собственности (достаточно копии – арендный договор);
  • паспорт – если гражданин сам ходит и оформляет документы;
  • доверенность (достаточно заверенной копии), если интересы гражданина представляет кто-то другой;
  • акт согласования (составляется совместно с фактическими соседями, чьи участки имеют с представленным общую границу);
  • расписка, написанная соседями, также расписка, снабженная мокрой печатью (оригинал) – выдает глава сельсовета, что получил извещения;
  • распоряжение, выдаваемое сельской администрацией, характеризующее, что участок не имеет арестов (только оригинал);
  • циркуляр, свидетельствующий об отсутствии любых коммуникаций (только оригинал).

Женщина держит в руке документ на землю

Как видно, в поселке нужно еще получить отдельный документ, доказывающий отсутствие арестов, каких-нибудь запретов, связанных с участком. Это проверяется администрацией.

Когда участок часть садоводческого товарищества (требуемые документы): идентичный списку, составленному для поселка или села. Дополнительно нужно приложить только выписку от протокола после общего собрания.

Любые вопросы об оформлении можно заранее уточнять, посетив РосРеестр или просмотрев его официальный сайт. Как правило, там выкладываются новости, касающиеся изменений порядка приватизации или списка документов. Более того, посетители могут оставлять вопросы и комментарии, уточняя интересующие моменты.

Если гражданин обращается в Роснедвижимость, то ему понадобятся следующие бумаги:

  • свидетельство с указанием садового товарищества (достаточно копии, снабженной печатью от комитета);
  • циркуляр, включающий всех фактических членов товарищества;
  • предписание или официальное распоряжение с протокола проведенного собрания, результатом которого стало принятие гражданина – заявителя в полноправные участники товарищества с последующим выделением ему участка;
  • членская книжка (достаточно копии);
  • заверенные председателем несколько постановлений, результатом которых стало составление и выдача свидетельства, где отражен факт регистрации с определением границ указанного участка земли, также утверждение проекта на организацию и последующую застройку товарищества;
  • устав товарищества;
  • данные с генерального плана (достаточно копии);
  • циркуляры, выданные председателем, где подтверждено отсутствие у гражданина каких-либо арестов, связанных с паем (только оригинал);
  • распоряжение, фиксирующее отсутствие коммуникаций (только оригинал).

Пенсионеры-дачники сидят за ноутбуком на лужайке

Остальные документы можно узнать, просмотрев списки выше. Чтобы провести необходимое межевание, гражданину дополнительно придется взять ходатайство, выдаваемое правлением его товарищества плюс доверенность.

Разобравшись с бумагами, гражданин сдает их на оформление, затем ждет. Получив свидетельство о собственности, лучше сделать по паре копий со всех полученных и сдаваемых документов. Возможно, потом пригодятся.

Законодательная база

Как видно, оформление участка несложная, одновременно необходимая процедура. Если человек планирует развивать хозяйство или построить дом.

Перед этим стоит изучить нужные федеральные законы, они отражают права будущего собственника (заодно его обязанности), смотря в каком из регионов он фактически проживает:

  • Земельный Кодекс;
  • Градостроительный Кодекс;
  • федеральные законы, помогающие прояснить разнообразные ситуации.

Дополнительно можно посетить несколько форумов, там пользователи делятся приобретенным опытом, заодно дают житейские советы. Например, когда стоит посещать РосРеестр, чтобы не попасть в очередь (лучше после обеда).

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации