Все больше количество наших сограждан последнее время сталкивается с необходимостью зарегистрировать право на какое-либо недвижимое имущество. С нынешнего года можно воспользоваться такой услугой, как оформление квартиры в собственность в МФЦ, а также любой другой недвижимости. И теперь многих собственников волнует вопрос, обращаться ли для регистрации, как обычно, в Росреестр или воспользоваться услугами МФЦ.
Содержание
Важнейшие нововведения в законодательстве
В 2017 году в РФ действует ФЗ №218 «О госрегистрации недвижимости», видоизменивший некоторые положения ГК. И среди них наибольший интерес представляет одно. Единый госреестр недвижимости становится тем самым центром, где собирают и обобщают всю информацию о недвижимых объектах, где ее хранят и подтверждают. А это позволяет собственнику однократно подать документацию, и его имущество будет поставлено на учет в кадастровый реестр и ЕГРН, причем услуги будут выполняться синхронно.
При этом система устроена так, что из Единого реестра невозможно изменить и удалить сохраненные сведения об объекте недвижимости.
Более того, если будут предприниматься попытки регистрации прав в отношении ранее оформленного имущества, его владелец будет обязательно извещен об этом. Повторное получение прав на объект, а также любая операция с ним без согласия на то собственника исключается. Согласитесь, это весомый вклад в обеспечение защиты собственности от мошеннических операций.
Важно! Госрегистрация ЕГРН – единственно возможное подтверждение прав на квартиру.
Сравнительно недавно появились Многофункциональные центры, специально созданные для предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ).
Что представляет собой МФЦ
Эта организация существует для того, чтобы оказывать услуги населению. Такие центры есть в каждом городе и даже в труднодоступных населенных пунктах любого региона России. Здесь от собственника примут заявление с пакетом документов, здесь же он получит подтверждение зарегистрированных прав на свое имущество.
Важно знать, что МФЦ:
- это только посредник между собственником и Росреестром, прав на недвижимость он не регистрирует;
- не оказывает услуг по подготовке и составлению договоров;
- не располагает бланками расписок, подтверждающих получение денег продавцом.
Процедура оформления в собственность недвижимого имущества в МФЦ связана с некоторыми юридическими тонкостями и особенностями.
Так куда же лучше обращаться: в Росреестр или МФЦ
Один пакет документов, равные по стоимости пошлины, одинаковые формы заявления, онлайн-запись на прием, выдадут расписку, что документы приняты.
Но есть и отличия, и некоторые из них довольно существенны:
- разные платежные реквизиты – заплатите пошлину в Росреестре, в МФЦ документы не сдать;
- в офисах МФЦ есть банкоматы, а значит, возможность сразу уплатить пошлину;
- сотрудники Росреестра квалифицированно проконсультируют по существу вопроса, работники МФЦ не знакомы с тонкостями процедуры;
- два дня добавляйте на доставку в МФЦ;
- копии любых документов в МФЦ сделают бесплатно;
- режим работы Росреестра не столь гибкий, только в рабочие дни.
Когда важно удобство, возможность одновременной сдачи документов и уплаты пошлины, более свободный режим работы, то регистрация права собственности на квартиру в МФЦ – оптимальный выбор. Именно об этом мы будем говорить подробно.
Какое недвижимое имущество оформляют через МФЦ
Сюда обращаются, когда требуется зафиксировать право собственности, возникшее в результате сделки купли/продажи, на переданную в дар, или унаследованную квартиру или комнату в коммуналке.
В Центре оформляют во владение по дачной амнистии дом в СНТ, дачу и гараж. Если только земельный участок и постройки на нем возводились до 2001 года, и не оказались на земле какого-либо национального парка или природоохранной зоны, то смело можно при помощи специалиста Центра начать оформление деклараций, причем сколько бы ни было объектов – свой экземпляр на каждый.
Кроме того, в МФЦ обращается собственник, который намерен зарегистрировать некоторые изменения, когда:
- завершил возведение дома;
- внес изменения в планировку квартиры;
- по решению суда осуществлен переход имущества в руки другого лица.
С текущего года к недвижимости отнесены машиноместа для стоянки автотранспорта. Так что на них тоже распространяются правила оформления сделок покупки, продажи, дарения, обмена, наследования, аренды, залога, а значит, и регистрации собственности в МФЦ.
Этапы оформления в собственность квартиры и иной недвижимости через МФЦ
По обращении с Центр заявителю приходится проходить через ряд процедур. Необходимо:
- собрать требуемые документы: в каждом конкретном случае данный пакет может отличаться, и зависит это от действий, какие вы намерены совершить с недвижимостью;
- оплатить госпошлину, воспользовавшись терминалом, который установлен непосредственно в Центре;
- заполнить (если понадобится, прибегнув к помощи любого сотрудника заведения) бланк заявления;
- при себе иметь удостоверение личности.
Как только заявление со всеми документами сдано, вы получите о том расписку, где будет также указана дата, когда следует появиться здесь повторно за готовыми бумагами.
В результате будет получена выписка ЕГРН из Росреестра. Ее выдают вместо свидетельства с января 2017 года, и она имеет такую же законную силу.
Все этапы собственник может пройти сам, но всегда есть возможность обратиться за помощью к фирме-посреднику, и за определенную плату вы получите данную услугу.
Нюансы в оформлении
Как только совершается купля/продажа квартиры (это касается и тех, что, куплены по ипотеке), недвижимость получена по дарственной или по завещанию, встает задача оформить ее в собственность.
Список документации
Регистрация недвижимости через МФЦ потребует от заявителя иметь при себе вместе с заявлением:
- Оригинальные документы, подтверждающие личность, – они требуются всегда:
- общегражданский паспорт РФ;
- свидетельство о рождении (и его копию) для участвующих в сделке младше 14 лет;
- для иностранца – паспорт с переводом, заверенным у нотариуса, и его копией;
- прочие удостоверения личности (к таковым не относится водительское удостоверение!).
- Чек об уплате госпошлины.
Перечень остальных документов в каждом случае может разниться, общим требованием останется главное – правоустанавливающее основание должно присутствовать непременно. Таковыми признаются договоры на:
- обмен квартиры;
- приватизацию;
- участие в паевом строительстве, если квартира в новостройке.
Конечно, лучше, когда ничто не забыто, и все бумаги подобраны в полном объеме. Но если что и забыто – не страшно. Документы в МФЦ можно донести. На то время, как соберутся все, регистрация права будет приостановлена. Кстати, сотрудники Центра вправе запросить и другие акты при необходимости.
Собственник может представлять собственные интересы лично, а может доверить это дело кому-то еще. В таком случае его решение должно быть закреплено нотариально.
Договор купли/продажи
В Центр продавцу с покупателем надо появиться вместе и сначала в присутствии специалиста совместно заполнить заявление.
Пакет документации будет в основном следующим:
- договор купли/продажи;
- акт приема-сдачи;
- дополнительное соглашение к ДКП и др., сопровождающие сделку.
Дарение
Сам факт дарения может быть оформлен у нотариуса или даже самостоятельно. Первый вариант, конечно, предпочтительней, так как исключает его обжалование в дальнейшем. Одариваемый узаконит свои права на подаренную ему квартиру только после регистрации в МФЦ (на это отводится год после события).
Заявителю понадобятся:
- свидетельство на имя дарителя о госрегистрации;
- кадастровый или техпаспорт на квартиру;
- договора дарения (2 экз. подлинных и 1 – копия, нотариально заверенная);
- справка из домовой или архивной книги о прописанных лицах.
Если в квартире проживают другие лица, они должны письменно выразить свое согласие на проведение процедуры дарения. Если даритель несовершеннолетний, то на операции с имуществом надо получить согласие от органов опеки.
Наследование
Независимо от вида (по закону или завещанию), основанием для регистрации собственности служит свидетельство о праве на наследство, выданное ему нотариусом через полгода со дня смерти наследодателя. Как только оно оказывается в руках наследника, самое время отправляться в Центр и уже там регистрировать на себя унаследованное имущество.
Для этого надо подготовить:
- свидетельство о праве на получение наследства;
- кадастровый или технический паспорт из БТИ.
Ипотека
Все пройдет так же, как и при обычной регистрации. А список документов будет состоять из:
- договора покупки;
- расписки/залоговой;
- выписки, подтверждающей права собственности;
- справки из ЖЭУ об отсутствии долгов по «коммуналке»;
- свидетельства законности перепланировки и прочих действий с недвижимостью;
- нотариально заверенного согласия супруга/супруги.
Важно! Даже выплатив ипотечный кредит, право на жилье собственник сможет получить лишь с согласия банковского учреждения.
С документами, подтверждающим право собственности, рекомендуется посетить банк. Так по кредиту банк может снизить первоначальную процентную ставку.
Право на «вторичку»
Таковой признаются объекты недвижимости с правами собственности, прошедшими регистрацию в Росреестре раньше.
Потребуется предоставить правоустанавливающий документ числом, равным количеству лиц, участвующих в сделке, + и еще один для Росреестра.
Если дело рассматривалось в суде, понадобится решение суда и им же заверенная копия.
Сроки оформления
Законодатель ограничивает десятью днями срок выполнения этой процедуры. Правда, недочеты в документах или необходимость в их донесении могут продлить его до 45 дней. За это время либо принимается положительное решение и предоставляются права, либо заявитель получает отказ.
Государственная пошлина
С нынешнего года, чтобы оформить на себя недвижимость, физическим лицам придется оплатить госпошлину:
- квартира, частный дом, дача, усадьба, поместье — 2000 рублей;
- земля рядом с домом (долевая) — 100 рублей;
- земельный надел для дальнейшей постройки зданий на нем — 350 рублей.
Основания, позволяющие отказать
В приеме документов
Сегодня существует только одна такая причина – отсутствие гражданского паспорта. Но с отказом теряется и госпошлину. Цена в две тысячи рублей – сумма немаленькая, а для многих очень ощутимая.
В регистрации права
Препятствиями служат:
- арест;
- расхождения или ошибки в представленных документах;
- подделка данных;
- недостоверные сведения.
После отказа гражданину предоставляется возможность исправить недочеты.
Что делать
Законодательство предусматривает для заявителя возможность обратиться в суд, если он убежден, что отказано ему в регистрации без всяких на то оснований.
Но сначала ему придется свое заявление направить в апелляционную палату суда. И исполнить это следует в течение 3 дней с момента получения решения.
Важно! Хотите выиграть дело? Опытный юрист вам поможет добиться успеха.
Большинство наших сограждан владеют какой-то недвижимостью. Кому-то из них только предстоит узаконить правомочия на нее, а значит, придется пройти через определенную процедуру приобретения прав на собственность. Сегодня они могут сделать это посредством обращения в ближайший многофункциональный центр.