Список документов для регистрации права собственности на недвижимость

Свидетельства, макет домика

Подобрать документы для регистрации права собственности – далеко не самое сложное дело. По прошествии десятидневного срока с момента подачи заявления в Росреестр (Регпалату) либо иные уполномоченные организации собственник на законных основаниях становится хозяином своего недвижимого имущества.

Что подлежит регистрации

Госрегистрации подлежат права на собственность:

  • частного дома с земельным участком или без него;
  • дома СНТ и садового участка;
  • квартиры в многоэтажном доме, а также кооперативной, если полностью выплачен паевой взнос;
  • нежилого здания, типа гаража, торгового павильона.

На руки хозяин получает готовое подтверждение своих прав. Российский законодатель не ограничивает физических лиц в правах по приобретению в собственность даже такого линейного сооружения, как газопровод, конечно, если он находится на земле собственника.

Для сведения: Управления Росреестра – учреждения юстиции, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимость и сделки с ней в субъектах РФ.

При том что вся процедура регистрации займет чуть больше недели, то чтобы для нее подобрать всю необходимую документацию, времени понадобится много больше. Чем раньше заняться сбором бумаг, тем скорее свидетельство о праве собственности окажется у заявителя. Вам пригодятся знания о том, какие именно документы понадобятся в определенных ситуациях.

Куда и когда следует подавать документацию

Представляется важным уточнить, что говорим мы, прежде всего, об отчуждении (передаче) прав на недвижимость одним лицом второму, когда совершается сделка по купле/продаже, дарения или мены.

Всякая подобная сделка проходит через основные этапы:

  1. Составление договора, его подписание. Нередки случаи, когда составляет и заверяет его нотариус, что гарантирует соблюдение всех формальностей и позволяет документу обрести законную силу.
  2. Процедура регистрации договора в Регистрационной палате.

Все сведения, касающиеся недвижимого имущества и его владельца, подлежат внесению в ЕГРН – единую базу данных.

Продавцы и покупатели, наследники и одариваемые из столичного региона могут нести документы в ближайший к месту проживания многофункциональный центр гос. услуг (МФЦ). Московские отделения УФРС работают только с юридическими лицами.

Проживающие в остальных субъектах РФ зарегистрировать права могут по своему выбору либо в МФЦ, либо территориальных органах Росреестра, у которых, кстати, предусмотрена возможность подачи заявления через их официальные сайты.

Здание Росреестра

Следует понимать, что Центры регистрацией сделок не занимаются, им отводится посредническая роль между регистратором и сторонами сделки. Причем сдать бумаги позволяется в любой точке России, и это совсем необязательно должно быть место расположения имущества.

Основной комплект документации

Собираясь в МФЦ или управление Росреестра в своем регионе, собственник должен взять с собой документы для регистрации объекта недвижимости в собственность:

  • заявление;
  • удостоверения личности каждого участника операции – их гражданские паспорта;
  • правоустанавливающие бумаги на объект недвижимости, у которого меняется собственник;
  • договор купли-продажи;
  • акт приемки-передачи, оформленный по всем правилам и подписанный каждой из сторон;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанция на оплату государственной пошлины.

Доверенному лицу, представляющему какую-то из сторон, понадобится нотариально заверенная доверенность.

Предоставляются только оригиналы документов, а к ним прикладываются копии. Один экземпляр договора придется оставить в Росреестре, так что он требуется в трех экземплярах, чтобы обеспечить каждую из сторон сделки.

Сдача документации может осуществляться лично или по почте, но тогда надо в конверт вложить опись.

Этот перечень при необходимости в каждой конкретной ситуации может потребовать дополнения. Часто это зависит от оснований перехода права собственности или прочих тонкостей сделки.

Сегодня единственной причиной, служащей основанием для отказа сотрудника Центра принимать документы, остается отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя. Любой другой можно принести потом.

Документы, дополнительно запрашиваемые для регистрации

Для юридического лица, выступающего в качестве одной из договаривающихся сторон, требование будет касаться предоставления своих учредительных документов.

Когда на продажу выставлена доля жилого помещения, продавцу придется подтвердить документально, что преимущественное право на ее выкуп было предоставлено другим собственникам этой квартиры, и никто из них им не воспользовался. Это обстоятельство доказывается письменным, заверенным нотариально отказом от приобретения отчуждаемой доли. Таким подтверждением послужит уведомление, сообщающее о продаже остальным дольщикам, содержащее данные обо всех условиях сделки, включая цену. Если ко времени заключения договора в жилом помещении отсутствуют иные прописанные лица, выписка из домовой книги вполне подойдет.

Есть еще немало других «если»:

квартира в ипотекепотребуется согласие от залогодержателя в письменной форме на реализацию сделки с помещением
продавцом предоставлен договор дарения или нотариальное свидетельство о праве на наследствовозникает необходимость в заверении от налогового органа, что соответствующие налоги уплачены
жилое помещение является общей супружеской собственностьюв качестве подтверждения придется предъявить один из документов:
  • письменное согласие супруга;
  • соглашение о разделе имущества, нажитого в совместном браке;
  • брачный договор, в котором указано, что квартира является единоличной собственностью продавца
на продаваемой площади проживают дети моложе 14 летпридется получить от органа опеки разрешение
молодой человек 14-18 лет выступает в роли продавца/покупателяне обойтись без согласия родителя или опекуна, заверенного нотариально. То же самое касается недееспособных лиц
выставленная на продажу недвижимость в залогеесть шанс, что запросят разрешение банка-залогодержателя, заверенное у нотариуса

Бизнесмен считает на калькуляторе, рядом стоит игрушечный домик

Важно! Не потребуется согласие от супруга, когда продается квартира, которая унаследована, куплена, приватизирована, получена в дар до заключения брака.

Перечень документов в зависимости от способа получения собственности

Нельзя пройти госрегистрацию, если нет самого главного – документа, без которого не появится право собственности. Таковыми при самых разных сделках служат, прежде всего, договоры – купли/продажи, инвестирования или долевого участия, дарения или мены. Кроме того, нужны:

  • выданные нотариусом свидетельства о праве на наследование по закону или завещанию;
  • судебные решения, удостоверяющие права на имущество;
  • постановление органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения и др.

Сделка покупки

Список документов, требующихся для регистрации собственности, непосредственно зависит от того, на «первичке» она приобретается или «вторичке». Этими терминами обозначается правовой статус квартиры. Самое распространенное заблуждение, что ко вторичному рынку относятся те объекты, в которых уже жили.

Если жилое строение еще строится, даже если оно сдано в эксплуатацию, уже поставлено на кадастровый учет, но права на него остаются не зарегистрированными (сведений о владельце в ЕГРП нет) – жилье это первичное. При этом дольщик не станет собственником до той поры, пока права собственности не зарегистрированы. Но его право требования в Росреестре уже зарегистрировано.

Даже самая новая квартира без отделки с зарегистрированным в Росреестре правом собственности считается вторичным жильем.

Важно! Надобно различать, идет ли речь о квартире, что расположена в возводимом доме (первичный рынок), или готовое жилое помещение в многоэтажке, построить которую застройщик уже успел (такую можно встретить на первичном и вторичном рынках).

Первичный рынок

Если недвижимость только что выстроена, процесс регистрации наиболее трудоемкий. Он требует особого внимания.

Его характерная особенность заключается в том, что самого предмета сделки в государственном реестре еще нет. По действующим правилам сначала в реестр требуется внести дом-новостройку. Обычно застройщик сам формирует основной перечень документов для регистрации прав собственности, включающий в себя:

  • техпаспорт на дом (фактические площади по результатам обмеров БТИ);
  • разрешение на строительство;
  • проектная документация;
  • постановление о вводе в эксплуатацию;
  • протокол распределения квартир (общих площадей для конкретных собственников);
  • акт, подтверждающий, что все обязательства перед местной властью исполнены;
  • акты приема-передачи квартир в многоэтажном доме;
  • постановление об установлении почтового адреса.

Человек держит в руках домик

Когда завершится экспертиза, проведенная чиновниками Росреестра, застройщик многоэтажки занимается подготовкой документов для каждой квартиры на имя будущего владельца, чтобы передать ему уже готовый пакет документов.

Будущему владельцу, который станет сам заниматься оформлением регистрации на право собственности, кроме удостоверения личности и подтверждения уплаты госпошлины нужны:

  • договор долевого инвестирования;
  • акт приема-передачи, подписанный обоими сторонами.

Весь пакет с заявлением передается владельцем жилого помещения в Росреестр или МФЦ и совсем скоро станет полноправным собственником квартиры.

Когда необходимо зарегистрировать требования на квартиру в незавершенном доме, потребуется один из двух:

  1. Договор долевого участия (ДДУ) с застройщиком в роли продавца, когда приступить к процедуре регистрации вправе он сам и дольщик, при этом предстоит собрать:
  • разрешение на ввод дома;
  • паспорт лица, участвующего в долевом строительстве;
  • акт приемки-сдачи передачи квартиры участнику;
  • квитанция об уплате госпошлины.
  1. Договор уступки прав требования по ДДУ (цессии), позволяющий продавать не само недвижимое имущество, а лишь право на его обладание, потому что в строящемся доме квартиры еще не существует. Часто переуступку прав требования оформляют между собой родственники. При этом должно соблюдаться условие: можно продавать его только при условии, что участник в строительстве внес по договору хоть один платеж.

Оформление договора цессии потребует предоставить подтверждение личности с обеих сторон, ДДУ (и его копию), выписку из ЕГРП, подтверждение расходов дольщика по приобретению жилья в строящейся многоэтажке. Для состоящих в браке сторон договора, потребуется представление нотариального согласия от второго супруга или документ-подтверждение, что имущественные права, подлежащие уступке, совместной собственностью супругов не являются. Если же на покупку пошли кредитные средства банковского учреждения, потребуется кредитный договор, закладная и все документы, в ней названные.

Вторичный рынок

В этом случае регистрируется переход права, а к обязательным относят документы:

  • заявление от продавца (переход права) и покупателя (новое право);
  • подтверждение уплаты госпошлины (условие необязательное, но желательное);
  • гражданские паспорта всех участников сделки;
  • доверенность, когда доверенное лицо представляет интересы продавца;
  • правоустанавливающий документ на недвижимость как основание для получения права собственности;
  • договор купли-продажи жилища с подписями обеих сторон (к нему потребуется еще и ипотечный договор, если квартира приобретается в ипотеку) – не меньше трех экземпляров;
  • кредитный договор, заключенный с банковским учреждением, закладная и все названные в ней документы, когда жилье приобретается в ипотеку;
  • технический паспорт на квартиру, если выдан он до 1 марта 2008 года, или кадастровый паспорт – если выдали его после этого времени.

Бизнесмен пишет в тетради

Внимание! Если квартира не внесена в Государственный кадастр, придется обращаться и за Кадастровым паспортом.

Как долго длится регистрация

С января текущего года оформляться права собственности стали за:

  • 7 рабочих дней, когда договор сделки подготовлен в обычной письменной форме, 3 – когда в нотариальной;
  • 5 – для ипотечного договора квартиры.

Согласитесь, сроки довольно оперативные. Но не стоит забывать, что, подавая документацию через МФЦ, заявитель автоматически увеличивает срок от 2 до 4 дней за счет пересылки. Собственник имеет возможность узнать состояние дел с регистрацией права собственности на его недвижимость непосредственно на сайте Росреестра.

Основания для приостановления регистрации

Следует иметь в виду, что у регистратора имеется законное право приостановить процедуру. Сотрудники Центра занимаются лишь приемкой документов, о правовой экспертизе речь не идет. Проверить их на безошибочность оформления и на достоверность, после чего регистрировать – дело чиновников из территориального управления Росреестра. Потому не приходится удивляться, когда

  • выявляются ошибки в договорах, а самые распространенные из них:
  • расхождения в общей площади квартиры;
  • неправильный адрес;
  • с ошибками указанные фамилии или имена владельцев;
  • отдельные бумаги с истекшими сроками действия и др.;
  • в комплекте документов недостает сведений;
  • данные договора купли-продажи (дарения или мены) не соответствуют имеющимся в ЕГРН.

Бизнесмен ставит печать на документах

А это неизменно задерживает регистрацию, часто становится поводом для ее приостановки, а также и течения срока регистрации. Как только процедура будет возобновлена, у срока начнется новый отсчет.

Как быть и что делать

На устранение ошибок и других недочетов заявителю отводится 30 дней. Помните, что продлевать регистрацию можно только трижды. Если же ошибки за этот срок остаются неисправленными, заявитель получит отказ, и тогда сделка признается несостоявшейся.

Избежать столь неприятной ситуации поможет обращение, например, к нотариусу или к услугам специализированных учреждений, которые проведут экспертизу всего комплекта, обеспечив заявителю гарантию, что регистрация не будет приостановлена и отказа, во всяком случае, по этой причине, тоже не будет.

Важно! Участники сделки могут сами в любой момент отсрочить или отменить регистрацию, сделав соответствующее заявление.

Только пройдя через такой ответственный и требующий сосредоточенности и внимания процесс подготовки документации, последующее обращение в уполномоченный орган, и, наконец, получив документальное удостоверение своих прав собственности на свою квартиру, человек становится полноценным владельцем приобретённого им жилья.

Российский законодатель установил безусловной процедуру госрегистрации для всех объектов недвижимости без всяких исключений. Пока не получено официальное подтверждение прав, зафиксированных в Росреестре на основе поданных собственником документов, он не вправе делать какие-либо распоряжения, касающиеся его собственного имущества: ни продавать, ни дарить, ни завещать. Даже и после его кончины эта недвижимость не может наследоваться родственниками.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации